Дистанционная школа «вчера» и «сегодня»

Сейчас дистанционное обучение школьников в Украине делает свои первые шаги, но все еще многие родители не могут себе представить, что же такое «дистанционная школа». И это не удивительно, т.к. для нашей страны – это новый формат образования, хотя кто не слышал о дистанционном обучении? Но вот, о чем конкретно речь, давайте попробуем разобраться поподробнее.

Если попробовать сформулировать определение, то дистанционная школа – это среднее общеобразовательное учебное заведение, в котором используются дистанционные технологии обучения. Звучит очевидно, но так и есть. Под дистанционной школой можно понимать и традиционное учебное заведение, в котором дети сидят на уроках в классах, но удаленное обучение применяется, как дополнительный формат. Мы будем понимать под дистанционной школой именно ту, в которой дети учатся только удаленно, т.е. у себя дома.

C развитием информационных технологий стало модно учиться в интернете, и многие курсы по изучению иностранных языков, программированию, изобразительному искусству или кройки и шитья стали называть себя на манер «Дистанционная школа дизайна». О них мы тоже говорить не будем, т.к. нас интересуют именно полноценные средние школы.

Дистанционное обучение «вчера»

Возможность учиться, не приходя в классы и аудитории, была интересна всегда. Все прекрасно знают, например, о заочном обучении в вузах. Его обыкновенно выбирают те студенты, которые параллельно пытаются работать. Но назвать такую форму обучения полноценной трудно, т.к. вся учеба сводится к прослушиванию нескольких лекций непосредственно перед сессией, а потом уже идет сдача экзаменов. Это обыкновенное самообразование с итоговым контролем знаний и удаленного обучения не предполагает.

Что же касается школьников, то еще десятки лет назад существовало так называемое обучение в «дистанционных школах» при крупных вузах или при солидных лицеях и гимназиях. Но это было не полноценное среднее образование, а обычно углубленное или олимпиадное изучение отдельных предметов. Выглядело такое «обучение» очень просто и примитивно. Ребенку, который поступал в такую «школу», пересылали по обыкновенной почте авторские брошюры и прочие материалы для самостоятельного изучения, а также набор проверочных работ для контроля полученных знаний. В обозначенные сроки ученик выполнял эти работы и пересылал их обратно на проверку, а в следующем письме узнавал о своих результатах и получал новую порцию материалов. В конце курса такого «обучения» иногда выдавали некий документ, подтверждающий окончание «дистанционной школы», но он не мог заменить свидетельство или аттестат о среднем образовании. 

В описанном варианте учеников и их родителей обычно интересовала возможность хотя бы в условном виде поучиться в престижном учебном заведении, чем получить реальное полноценное образование. Ни о каких онлайн-школах, которые могли бы заменить традиционные, речь и не шла.

С другой стороны, всегда существовала такая форма получения образования, как «обучение экстерном». В принципе, это нечто напоминающее учебу «заочников» в институте, только еще более отдаленное от получения знаний. Экстернат обыкновенно выбирают в критических случаях, т.е. когда ученик по каким-либо причинам не может учиться на постоянной основе. Тогда ему предлагаются рекомендации по изучению школьного материала, и он сдает все итоговые проверочные работы в определенный срок. Излишне говорить, что такой подход к учебе не рекомендуется, если в нем нет экстренной необходимости. Если студенты еще способны в короткие сроки самостоятельно изучить материал, то школьникам явно сложнее организовать свой учебный процесс, а уж тем более это невозможно для учеников младших классов.

Кто как-то сталкивался с удаленным обучением еще буквально пару лет назад, тот прекрасно знает, что в Украине настоящих дистанционных школ не существовало. Под «настоящими» имеются в виду те, где детей действительно учат на протяжении учебного года, а не просто рекомендуют им материалы для самостоятельного обучения, как это часто делается в институтах. Уже не первый год существуют школы, которые предлагают обучение экстерном, или школы, в которых удаленно могут учиться только граждане Украины, проживающие за рубежом. В некоторых случаях в таких школах даже существуют строгие требования по периодической очной сдаче контрольных работ, но это не решает проблему отсутствия периодического получения знаний от учителя и общения с ним. А все понимают, что передачу знаний от человека к человеку ничто не заменит – ни какие рекомендации, изложенные в сотне страниц, и ни какие книги.

Дистанционное обучение «сегодня»

Вообще, удивляет неразвитость удаленного обучения в нашей стране, учитывая современное развитие интернет-технологий. Очень странно, что иногда ребята из сельских школ вынуждены учить физику на уроках учителя по музыке, т.к. «физика» в школе просто нет. Хотя не существует проблемы организовать видеоконференцию с учителем, например, из Харькова, который действительно ведет физику. Да и интернет уже добрался до многих сел.

Еще интереснее тот факт, что на бумаге дистанционное обучение внедряется сейчас во многих государственных школах. Достаточно зайти на сайт какой-нибудь из таких районных школ и легко найти там раздел «Дистанционное обучение», но зачастую в нем будет либо всего несколько нормативных документов, либо вообще ничего. Некоторые из школ добились определенных успехов в применении дистанционных технологий, но как правило, в виде предоставления на своем сайте домашних заданий ученикам во время карантина или на каникулах. Конечно назвать это полноценным домашним обучением трудно, но должна ли его предлагать традиционная школа – это уже большой вопрос, т.к. у нее в приоритете совсем другие задачи и множество других проблем.

Для обеспечения настоящего домашнего обучения школьников необходима специализированная школа, которая занимается только таким видом образования, где процесс онлайн-обучения централизованно организован и постоянно изучается и усовершенствуется. Так как же выглядит полноценное дистанционное обучение в средней школе на сегодняшний день?

В то время, когда интернет предоставляет возможность полноценно общаться друг с другом за тысячи километров, слышать и видеть собеседника в режиме онлайн, дистанционная школа может организовать обучение на самом высоком уровне. И если еще недавно удаленное обучение было пересылкой обыкновенных писем, то сегодня настоящая онлайн-школа может все:

1) Проводить уроки в реальном времени и показывать их в записи. Такие программные продукты, как YouTube и Skype, а также их аналоги, позволяют проводить онлайн-уроки и хранить их в записи, чтобы дети могли посмотреть урок в прямом эфире или потом в любое удобное время. А разве можно «переслушать» еще раз учителя в школе?

2) Обеспечить индивидуальное общение ученика с учителем. Современные чаты позволяют удобно и в любое время задать вопрос учителю, а если необходимо, то прикрепить картинку или любой другой файл для уточнения вопроса или ответа на него. Что немаловажно, то задавая вопрос в чате, ученик не будет стесняться спросить что-нибудь глупое и неважное, чтоб его не засмеяли одноклассники. В чате можно спросить все, что не понятно, даже самую мелочь, учитель обязательно все объяснит и тема будет понятна, а не просто «прослушана».

3) Проводить интересные и качественные уроки. При записи уроков учитель так или иначе обязан готовиться к ним очень тщательно. Ведь если на обычном уроке можно оговориться, что-то показать «на пальцах», не приготовив демонстрационного материала, или потратить часть урока на организационные моменты, то при записи урока так нельзя. Видеоурок – это только полезная информация и отсутствие слов не по теме, это максимум иллюстраций и демонстраций и высочайшая ответственность учителя. И хоть все учителя обычные люди и тоже могут где-то ошибиться при записи материала, но качество видеоурока всегда в среднем превышает традиционный школьный урок в классе.

4) Предоставить возможность родителям полностью контролировать процесс обучения. Результаты всех проверочных работ хранятся в электронном журнале, который можно посмотреть в любой момент. Там же видно, какие из уроков были не изучены, а какие следовало бы повторить еще раз. Кроме того, родители могут «поприсутствовать на уроке» и посмотреть его вместе с ребенком.

5) Вести постоянную проверку знаний. Если в традиционной школе могут или спросить на уроке или нет, то при онлайн-обучении действует по-настоящему индивидуальный подход. Все школьники обязаны периодически сдавать оговоренные виды работ в определенный срок и по результатам родители и сам ученик будет прекрасно понимать какая тема усвоена полностью, а какую неплохо бы изучить поподробнее.

Аргумент, который можно привести в пользу того, что не дает дистанционная школа, так это отсутствие живого общения детей друг с другом. Но должна ли именно школа в первую очередь предоставлять такую возможность? Множество курсов, кружков и секций, куда родители могут отдать своего ребенка, прекрасно справляются с такой задачей. Причем обучаясь удаленно, у ребенка освобождается много времени для посещения дополнительных занятий и занятий спортом.

Можно перечислять еще множество преимуществ дистанционных школ в сравнении с традиционными, в которых дети сидят в классах, но мы посвятим их сравнению отдельную статью. Главное же следует понимать, что на сегодняшний день онлайн-школы – это общеобразовательные учреждения, которые предлагают своим ученикам полноценное образование, ничем не уступающее традиционным школам, а в чем-то и превосходящее их.

Тест на робота?

Я робот!